Выступление секретаря Туркестанского областного маслихата Балабиева К.Р. на заседании Совета по взаимодействию с местными представительными органами при Сенате Парламента Республики Казахстан 22 апреля 2019 года по вопросам реализации Закона РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»

Уважаемая Дарига Нурсултановна!

Уважаемые депутаты!

Разрешите приступить к докладу о ходе реализации Закона «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» местными представительными органами в Туркестанской области.

Казахстан благодаря мудрому руководству Елбасы завоевал высокий авторитет на мировой арене как государство, проводящее колоссальные реформы в экономической и общественно-политической сфере. Мировое сообщество признает нашу страну, сторонником мира, стремящейся к возрождению национального духа, в которой царит единство и стабильность.

В целях укрепления государственности нашей страны и ее динамичного развития, успешно сотрудничают различные государственные структуры. Среди них особое место отводится Парламенту, маслихатам областного, городского и районного значения.

Маслихат – это местный представительный орган, избираемый населением и выражающий его волю.

Маслихат осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Законом «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан».

Данный Закон определил систему местного управления, компетенции местных представительных и исполнительных органов, порядок их создания и организацию их деятельности.

При этом в целях дальнейшего укрепления страны и развития демократии с учетом нынешних социально-экономических достижений, назревает вопрос о расширении полномочий местных маслихатов, о наделении их дополнительными компетенциями.

В целях «расширения возможности граждан участвовать в процессе принятия решений через развитие саморегулирования и местного самоуправления», обозначенного Елбасы в 97-ом шаге Плана нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ, это предложение на сегодняшний день является очень актуальным и необходимым.

Во первых, в соответствии с Законом «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» «маслихат – местный представительный орган, избираемый населением, выражающий волю населения и в соответствии с законодательством Республики Казахстан определяющий меры, необходимые для ее реализации, и контролирующий их осуществление».

В связи с этим, предлагаю усилить функции по контролю за исполнением решений, принимаемых маслихатом в настоящее время.

Для этого необходимо создать областные «Ревизионные комиссии» при маслихатах и признать их проверяющим органом, непосредственно подчиненным маслихату.

При этом у непосредственного представителя местного населения – депутата будет возможность контролировать целевое освоение, своевременное и правильное использование средств местного бюджета.

В настоящее время ревизионная комиссия в соответствии с действующим законодательством является самостоятельным проверяющим органом.

Маслихат же в соответствии со своей компетенцией всего лишь назначает сроком на пять лет и освобождает от должности по представлению республиканского Счетного комитета председателя ревизионной комиссии и по представлению председателя ревизионной комиссии – четырех ее членов.

Если бы ревизионная комиссия, создавалась при маслихате в качестве постоянной комиссии, подотчетной маслихату, а ее председатель и члены избирались из числа депутатов, то маслихат получил бы возможность контролировать.

С учетом изложенного, предлагаю передать функции ревизионной комиссии местным маслихатам.

Во-вторых, было бы правильно выделять небольшие средства из бюджета депутатам маслихатов для оперативного решения на местах вопросов, которые не терпят отлагательства и касаются социальных нужд, жизни, здоровья и быта человека.

При этом, возникший социальный вопрос будет оперативно решен на местном уровне, безо всякого осложнения ситуации, это во-первых;

Во-вторых, это будет способствовать искоренению бюрократических барьеров и избавит от лишнего формализма;

В-третьих, укрепится вера избирателей в депутатов.

Здесь, необходимо отметить, что вопросы социальной поддержки населения, являющиеся наиболее актуальными на сегодняшний день, никогда не оставались вне поля зрения депутатов.

Все без исключения народные избранники остаются верными своим обещаниям перед избирателями. Они вкладывают свои собственные средства для решения проблемных вопросов населения, оказывают благотворительную помощь малообеспеченным и многодетным семьям в своих избирательных округах.

Подобные добрые дела и впредь найдут свое продолжение.

В третьих, согласно действующему законодательству с согласия местных маслихатов назначаются акимы соответствующих регионов.

В таком же порядке по согласованию с местными маслихатами назначать руководителей правоохранительных органов местного уровня (председателя суда, прокурора, руководителя полиции), так как депутаты являются представителями народа, и это несомненно способствовало бы повышению доверия назначаемым руководителям правоохранительных органов со стороны населения и их ответственности перед ними, а также наделило бы дополнительным полномочием местных маслихатов.

В четвертых, согласно действующему законодательству председатель сессии маслихата избирается маслихатом из числа его депутатов и осуществляет свои функции на неосвобожденной основе.

Предлагаю избирать председателей местных маслихатов, которые будут осуществлять свои функции на освобожденной основе, также как и председатели палат Парламента.

Несомненно, это поспособствовало бы повышению качества работы сессии и профессионализма, а также положительно отразилось на управлении депутатским корпусом.

Резюмируя вышепредложенное, прошу на законодательной основе оказать поддержку.

Уважаемые депутаты!

7 марта 1994 года впервые были проведены выборы депутатов местных представительных органов – маслихатов.

В этом году исполнилось 25 лет со дня образования маслихатов.

Разрешите поздравить Вас с этой знаменательной датой!

За короткие по временным и историческим меркам 25 лет наша страна покорила немало вершин. Достигла крупных экономических, политических и социальных достижений.

Сегодня, говоря о высоких достижениях страны мы с уверенностью можем сказать, какой весомый вклад внесли в это дело местные представительные органы.

В честь 25-летия образования маслихатов мы издали книгу «Туркестанский областной маслихат: исторические вехи и яркие победы».

В исторической книге, состоящей из 300 страниц на государственном, русском и английском языках, для широких масс представлены и опубликованы материалы о труде и роли Туркестанского областного маслихата, как представительного органа, в истории формирования нового процветающего Казахстана, с момента получения Независимости до сегоднящнего дня, весомом вкладе в развитие экономики региона, повышение благосостояния населения, а также о пройденном пути, деятельности и созидательном труде депутатов Туркестанского областного маслихата.

В данной книге представлены фото и биографические данные депутатов от первого до шестого созывов, Почетных граждан Туркестанской области, исторических личностей, проделавших громадный труд по развитию области.

Уважаемая Дарига Нурсултановна!

Дорогие коллеги!

Прошу принять в качестве подарка от духовного Туркестанского региона книгу, изданную в честь этого юбилея.

Спасибо за внимание.